«Я мог бы провести всю жизнь, гуляя каждый день по новому городу»

-- Билл Брайсон

Стать путешественником

Турция для двоих

Читать
Турция для двоих

Турция для двоих

В 1996 году, на первом курсе института, я узнал об автостопе. На уроке «История туризма», профилирующего по нашей специальности, учитель стал рассказывать о существующей в России практике профессионального автостопа. Как понимаю, говорил он тогда о питерцах (в частности, о Леонтьеве). Возбужденно жестикулируя, он рассказывал о ребятах, которые проезжают за месяц 14000 км по Африке, практически не тратя денег.

Игорь Асадчий

В 1996 году, на первом курсе института, я узнал об автостопе. На уроке «История туризма», профилирующего по нашей специальности, учитель стал рассказывать о существующей в России практике профессионального автостопа. Как понимаю, говорил он тогда о питерцах (в частности, о Леонтьеве). Возбужденно жестикулируя, он рассказывал о ребятах, которые проезжают за месяц 14000 км по Африке, практически не тратя денег.

Меня как будто стукнуло. Первым делом, придя домой, я приложил линейку к карте Африке и, сделав поправку на масштаб, посчитал, что указанная цифра составляет добрую половину Африки (правда, если ехать более-менее по прямой линии). Сделав в уме нехитрые умножения, я понял, что всю Африку можно проехать всего за два месяца. Прибавил к этому месяц на всякие непредвиденные случайности, я получил окончательный срок в три месяца. Три месяца на Африку! Почти не тратя денег! Я даже в уме никогда раньше не мог себе предположить, что такое возможное.

Выходец из интеллигентной семьи, я не понаслышке знал, что такое средний уровень доходов и многокилометровые очереди 91-92-х годов в продуктовые магазины. Поэтому никогда даже и не смел мечтать о путешествиях, являющихся в то время привилегией богатых. И вдруг такие перспективы! Да к тому же не какая-то там буржуйская Европа, а самый настоящий континент мечты. Одна большая страна, которую в то время посетили сущие единицы избранных. (К слову сказать, сейчас, когда я пишу это самое вступление (август 2003), Африки я так и не посетил, не смотря на то, что за плечами у меня 20 стран. Ну да ладно, дело-то наживное).

Итак, я заболел автостопом. С самого первого упоминания об этом виде времяпровождения, я понял, что это для меня. Еще даже не зная подробностей и не имея опыта, я чувствовал, что буду заниматься вольными путешествиями большую часть жизни.

Летом вместе с другом мы вышли на трассу. Было это в Керчи (туда мы добрались из Анапы, где до этого вместе я с матерью отдыхал в пансионате). Мы не знали ни о технике голосования, ни о позициях; голосовали только при свете дня. Естественно, нас ждали некоторые трудности: два парня с огромными рюкзаками, путешествующие нераздельно… За десять дней мы проехали Крым с востока на запад с осмотром всех встречающихся по пути достопримечательностей. Друг не выдержал и бросил меня в Алуште, уехав в Москву на поезде. Я же закончил свой путь в Севастополе и влюбился в автостоп окончательно.

Но я мечтал о большем – о загранице. Как человек здравомыслящий, я понимал, что с зарубежными странами будет не все так просто. Поэтому стал копать информацию. Помнится, мне удалось найти книгу В. Шанина «Европа для всех», а потом посетить его тусовки на метро «Бауманской». Меня поразила непринужденная атмосфера и небрежные разговоры стопщиков о путешествиях в такие «заоблачные» страны как Франция и Италия. Мне очень понравился Валера – молодой человек, почти мальчишка на вид, в шортах, улыбающийся и приветливый. Помню, тогда же я впервые увидел Кротова. Он меня поразил…

В душной комнате сидело человек 20 стопщиков, лениво переговаривающихся. Одни обсуждали проблемы легального и нелегального пересечения словенско-итальянской границы. Другие искали попутчиков в Испанию. Третьи (Яшникова) показывали фотографии с недавнего рафтинга по рекам Крыма. Общая атмосфера лености захватила и меня, и я понял – что автостоп – это такое интересное и халявное дело, связанное со сплошными приключениями.

И вдруг дверь в комнату резко распахнулась, и на пороге возник страшный человек с бородой и рюкзаком. Страшный он был потому, что сразу стал орать:

-Так, кто еще не знает! Завтра! Самоходный поход! 70 километров без ночевки! Встречаемся в 6:15 утра там-то. Опоздавшие на пять минут не допускаются!

Кто-то (кажется, Тим Волкодав) спросил:

-А девушку взять можно?

Кротов окинул его насмешливым взглядом и ответил:

-Можно. Только сам ее будешь таскать на себе!

Я же про себя подумал: «Вот псих! И охота только по жаре тащится 70 километров? Да еще и с рюкзаком! Ну пять, ну десять в конце концов – с двумя привалами – это еще можно понять. Нет, я пас. Я от «МША» никуда. Я с этими «АВП» связываться не буду».

И кто ж мог подумать, что впоследствии Тим Волкодав так и останется Тимом Волкодавом, съездившим из всей заграницы только в Чехию и Румынию и не сходившим не в один поход, а я через несколько лет изредка буду ходить в них, а рядом будет идти та самая пресловутая девушка.

Летом 1997-го года я поехал в Болгарию через Румынию. Прочтя книгу «Европа для всех», я увидел там образец нормального автостопа - 500 километров в день. Таким образом, еще раз подтверждались данные об автостопе по Африке – ведь тогда путешественники проехали 14000 км за месяц. Информация, полученная из двух разных источников, окончательно меня успокоила, и я понял, что Черный Континент для меня вполне достижим. А пока можно потренироваться на Европе.

К слову сказать, я очень переживал, если не проезжал в день положенные 500 километров в Румынии и Болгарии. Считал себя плохим стопщиком. Палатку презирал, предпочитая использовать рекомендуемый Шаниным целлофановый картофельный мешок.

Зимой того же года я съездил с Ленкой в Турцию. И сразу оценил разницу между Европой и Азией. Естественно, последняя меня очаровала. Именно тогда у меня стала зарождаться любовь к диким странам и, как следствие, некое предпочтение идеологии науки, пропагандируемой Кротовым, к атмосфере некоторой расхлябанности и халявы, столь развитой в «Школе автостопа». Хотя, конечно, мне никогда не забыть, кто был моим первым учителем автостопа. К тому же, очень уважаю Валеру не только как великого путешественника и ученого, но и человека, имеющего здоровое чувство юмора и умеющего выявлять действительно смешные приколы в путешествиях.

Плохой сон – Румыния.

Мы доехали на поезде до Унгень, пересекли румынскую границу и оказались в городе Яссы, бывшей столице Молдавии. Здесь попали в несколько сложную ситуацию: жуткий холод, обменные пункты не работают, и посему мы не можем уехать на поезде из-за отсутствия румынских денег.

заночевали в зале ожидания. Помимо множества интеллигентных людей, здесь был один бомж, который жутко вонял. В середине ночи один из румын попытался его выгнать. Такого я не видел никогда и, возможно, нигде, кроме Румынии, больше не увижу: интеллигент стал драться с бомжом. Они очень(!) дрались: много орали, пытались подставить друг другу подножку и мужественно толкались. Когда бойцы падали на пол и продолжали нелепо бороться, катаясь по кафелю, мне приходилось спросонья поджимать ноги и отодвигать коврик.

На следующий день мы проехали на поезде 40 км, после чего вышли на трассу. Снега навалило чуть ли не по пояс, дороги не расчищались, и по всему было видно, что снегопады в Румынии – настоящая катастрофа. Так как на мне были одеты только кроссовки, то ноги быстро промокли и замерзли. К тому же я решил, что настало время позавтракать. выбрав дом, мы подошли к подъезду. В это время в него как раз входил румын средних лет. Мы поднялись с ним на последний этаж и расположились напротив его двери, начав демонстративно сушить ноги. Как выяснилось, я все-таки не зря получал в школе пятерки по психологии: румын сначала с недоверием выглядывал из-за двери, стесняясь, а затем пригласил нас в гости.

в последующие полчаса нас кормили различными национальными румынскими блюдами. Мы познакомились с его очаровательной дочкой и даже во что-то с ней играли (языковой барьер для молодых людей не существует!) Также попробовали румынскую водку: она оказалась очень слабой - эффекта почти никакого, зато потом весь день ужасно болела голова.

Мне пришло в голову, что автостопщики по-своему очень циничные люди: для достижения своих целей (передвижение по стране, поиск ночлега, еды и т.д.) мы используем людей как расходный материал; как кирпичи. С другой стороны, отплачиваем им тем, что вносим в их жизнь хоть какое-то разнообразие. Забегая вперед, хочу отметить, что в последствии многие турецкие водители очень гордились встречей с нами и хвастались этим перед своими друзьями как нечто экстра неординарным. Думаю, что эквивалентно тому, как если бы вы встретили двух негров, путешествующих с рюкзаками автостопом по Калужской области.

После импровизированного завтрака мы поехали на местных поездах в Бухарест. Вокруг степь, пурга, ни единого деревца или огонька – короче зрелище не для слабонервных.

Что такое автостоп – взгляд изнутри дилетанта.

Утром мы вышли на трассу в сторону Болгарии и тут же застопили турецкого дальнобойщика.

Теперь для нас началась другая часть нашего путешествия. На границе мы даже не выходили из машины, а только лениво смотрели на пограничников. Всюду вместе с нашими паспортами носился турок. Один раз пограничники попытались отослать нас на другую таможню - для туристов, которая находилась не более чем в километре от основной. Так вот, турок испугался, что мы потеряемся, и заплатил за нас по 5 марок.

Три раза в день он кормил нас в ресторанах. Его коллеги, ехавшие с нами параллельно из Германии, неоднократно пытались переманить нас к себе на стоянках. Но Мэмет в целом удовлетворял нас. Турок-водитель – очень колоритная личность. Из 82-х водителей, подвозивших нас в течение дальнейшего путешествия, не пели только трое. Мэмет пел страшно, помногу и с душой. Мало того, он был неплохим танцором, и, стало быть, часто танцевал вместе с машиной, выворачивая в такт музыке руль. А теперь закройте глаза и представьте себе многотонный грузовик, несущийся на полной скорости и «танцующий». Когда же мы в такт музыки щелкали пальцами, это приводило его в сумасшедший восторг, и он еще сильней старался нас кормить.

Каждый день заканчивался одинаково. Мы останавливались в очередном ресторане и, после обильного и неизменно вкусного ужина, пили.

В ресторане турки ведут себя особенно. У них принято обращаться к официантам с просьбой сделать массаж, громко сморкаться, а также прилюдно ковыряться в зубах и ушах специальными палочками, причем правилом хорошего тона является предложить такую палочку соседу по столу.

Пьют они своеобразную дрянь под названием ракия. По вкусу и запаху очень напоминает отвратительную микстуру, которой в детстве меня поила мама. Неудивительно, что мы с Ленкой предпочитали виски. Только один раз Мэхмет попробовал пить с нами. Пьют турки маленькими глотками, сильно разбавляя колой. результат совместного с нами распития всего лишь одной бутылки для турка оказался плачевным: всю ночь его тошнило, а после два дня было жестокое похмелье.

Вообще, турки по-пьяни становятся очень прикольными. Однажды, сидя в ресторане, я пытался общаться с одним турком на немецком (на котором, кстати, не знаю почти ни слова, но который, тем не менее, всетаки более понятен, чем турецкий). Я решил в очередной раз востребовать свои знания человеческой психологии и предложил турку в качестве сувенира 50 российских рублей образца 93-го года. Оказалось, что в школе я действительно не халявил: тут же мне были подарены 2 марки.

Все-таки я горжусь тем, что всегда стараюсь выполнять одно из правил классического автостопа (или, например, ПЛАСовского его варианта): никого никогда ни о чем не просить. Во-первых, люди не любят просящих - уважают только равных себе, попавших в трудную ситуацию – ведь мы же все не Иисусы. (Тут же приведу пример: турки из различных слоев населения тратили на нас в процессе дальнейшего путешествия десятки долларов, предлагали все самое лучшее, и в то же время равнодушно проходили мимо многочисленных нищих, изредка бросая им мелочь).

Тут есть и другой аспект. Людям самим очень трудно просить о чем-то. Мне кажется, что боязнь просить является всего лишь очередным людским комплексом, на который печать истэблишмента наложила маску условности.

Не минул данный комплекс и меня. Безусловно, в любой ситуации нужно всегда помнить о гордости и чувстве собственного достоинства. И, тем не менее, наличие каких-либо комплексов и условностей ни к черту не годиться.

Я боролся с ними так:

Прежде всего, нужно меньше думать. «Мне все по фигу; поможет он мне, нет, - какая, в принципе, разница? Могу попросить и другого; а он, кстати, ничем ни лучше меня. Просто ситуация сложилась так, что я вынужден спрашивать, не может ли он мне помочь в данный момент». Когда автостопщик выходит на трассу, он просто предлагает водителям найти неплохого собеседника на время пути.

Помните, что водитель ни в коем случае не лучше вас. Если он потребовал денег после подвоза – не давайте их ему. Драйвер прекрасно видел, что вы автостопщик, если он не лох, то должен был обсудить цену в начале пути.

Все очень просто. Жизнь вообще гораздо проще, чем кажется. а вот Если вы боитесь водителя или их много в машине – обманите его. Пользуйтесь тем, что жадные люди, как правило, глупы. Лично я пользовался этим правилом дважды.

Однажды летом на пустынной дороге в Болгарии меня подобрало такси, в котором сидело трое. Я сразу предупредил их, что денег нет, однако они все равно меня взяли. Проехав двести километров до Софии, задним числом потребовали с меня 10 долларов. У меня в кармане лежало 400, но меня взбесила их жадность: у автостопщика забирать «последнее». Я достал 60 украинских копеек и выдал их за эквивалент в 6 долларов. Однако им показалось мало. После чего Я презентовал им 500 румынских лей, заявив их цену в 5 долларов (16 центов в реальности).

Второй случай был во время нашего возвращения из Турции. Нам нужно было как можно быстрее проехать последние 60 км по Румынии, быстро перейти границу и успеть на кишиневский поезд до Москвы. И все - за 2 часа времени. Как это было возможно сделать – я не знал, так как обычно переход границы – непростое и порой даже проблематичное дело. Однако в таких ситуациях нужно не думая просто успевать. Нам попался пожилой румын, который очень заботливо и суетливо спрашивал, удобно ли нам, тепло ли в кабине, где нас лучше высадить и т.п. «А старичок-то - порядочная сволочь, - подумал я, - а-ля Коробейников» и попросил Ленку приготовить наши вещи…

Она вылезла первой, а я стал, благодарить заботливого водителя. Но когда румын увидел, что я тоже вылезаю, с него мигом сошла вся слащавость, и он стал требовать деньги. Естественно, я абсолютно не понимал по-румынски и продолжал говорить «Мульцимеск» (спасибо). Однако он оказался слишком жадным и упрямым. Он яростно показывал пальцами международный жест «Дай денег!» Что касается меня, то мне расхотелось куда-то уходить, потому что проснулись интерес и наглость. Я спокойно сел обратно в машину и начал еще сильнее благодарить его, говоря на смеси русского, румынского и языка жестов: «Нет, спасибо! нам не нужны ваши деньги. Я, конечно, понимаю, что вы хотите помочь, но мы сейчас уезжаем домой, и нам больше не нужны румынские леи». Короче, он так и уехал ни с чем, а мы долго махали ему вслед, пока старикашка не скрылся в подкрадывающейся мгле.

Впрочем, хочу добавить: если вы сами желаете проспонсировать водителя, то на время не грех стать простым человеком, забыв про законы автостопа. Отдайте все, что нащупаете в кармане, никогда не выбирайте мелочь и не считайте, сколько даете.

У меня совсем недавно был интересный случай. Я путешествовал автостопом по Центральной России с тремя девушками. Им нужно было домой, а я хотел посмотреть еще необычную церковь в Яропольце. Поэтому отослал их в Москву, а сам поехал дальше. Так вот, стоплю на пустынной дороге; машины не останавливаются. И вдруг с другой стороны разворачивается Мерседес с тремя бритыми местными парнями. Говорят, что я их стопил, а они, проехав километр, решили вернуться. Признаюсь, очень страшно было садиться в их машину. Всю дорогу я гадал, куда меня везут – в Волоколамск или мочить. Однако они довезли меня до шоссе и любезно объяснили, куда идти дальше. Но когда я поблагодарил их и начал вылезать, водитель вдруг сказал: «Слушай, на пиво не подбросишь? Если конечно можешь…». И… густо покраснел. Я с улыбкой отдал ему оставшиеся у меня деньги, а он поблагодарил меня, стеснительно пряча взгляд.

Для себя я давно сформировал нехитрые правила успеха для автостопщика, желающего путешествовать быстро и с комфортом. Понравьтесь людям, заинтересуйте их в себе – и они предложат вам все сами, если вы хорошо знаете человеческую психологию и способны заставить течь мысли собеседника по любому удобному для вас руслу – не преминуйте этим воспользоваться. Однако следует помнить, что здесь вы всегда балансируете на тонкой грани между приколом и откровенным цинизмом – не у всех людей и не во всех ситуациях нужно соглашаться принимать помощь. Помните о тех людях, которые по доброте душевной готовы отдать последнее, да и вообще, старайтесь принимать подарки (в частности, денежные) только в том случае, если вы действительно нуждаетесь в них.

Возвращаясь же на шаг назад, хочу отметить, что если вы не умеете общаться с людьми, не умеете им нравиться, то вам лучше вообще не выходить на трассу, равно как и не писать сценарии для фильмов, как и не стараться стать хорошим менеджером и т.д. - одним словом всю жизнь быть с творчеством, девушками и другими занимательными сторонами жизни на вы. Вот, мне, например, довольно кошмарно было встречать на трассах и различных тусовках коллег низко интеллектуальных и откровенно тупых.

***

Ночью начиналось самое интересное. Дело в том, что Ленка, не смотря на все мои инструкции, все же сообщила турку, что я - ее брат. Забегая вперед, хочу сказать, что в последствии мы назывались исключительно мужем и женой, и у нас больше не возникало никаких проблем, кроме, пожалуй, частых случаев безобидной мужской влюбленности как в Ленку, так и в меня.

Итак, турок с первого дня решил, что он очень любит русских девушек. Не взирая на то, что спать мы с ним ложились валетом, и Ленка укутывалась в спальнике, это не мешало ему щекотать и щипать ее все ночи напролет. Спал он, зараза, всего часов по шесть, из которых каждый час проваливался в глубокий сон всего минут на 10-15, а затем просыпался и возобновлял свои странные попытки соблазнения.

Так продолжалось 4 ночи подряд. Таким образом, я за эти дни жутко разленился и частично потолстел; от ленивой и беззаботной жизни с моего лица никогда не сходила улыбка, (вообще Ленка постепенно начала пугаться моего вида). Все-таки правы были мои учители автостопа, говоря, что в Турции автостопщикам грозит полная потеря квалификации – я уже действительно подумывал, плюнув на собственную квалификацию в частности, и на Турцию вообще, рвануть с каким-нибудь коллегой нашего турка нелегально в Германию.

Как мне кажется, автостопщики делятся на два вида: на тех, которые стараются объездить большие территории и которым глубоко по барабану, куда ехать – они часто во всем полагаются на его Величество случай, и на тех, которые все-таки придерживаются некого определенного плана, методично осматривая на своем пути достопримечательности. Я-то всегда принадлежал ко вторым, но сейчас получал достаточно эстетического наслаждения просто от созерцания проносящихся пейзажей.

Однако когда я сообщил о своих планах Ленощ (так ее окрестил турок), она взбунтовалась: мы еще даже не сделали ни одной фотографии, не говоря о том, что ничего не посетили. и вообще, за последние дни девушка страшно измоталась, спя от случая к случаю.

Первое знакомство с Турцией.

Наконец, мы приехали в Анталию.

Наутро наступил момент прощания. Турок предложил напоследок отвезти нас на водопад, но сам почему-то сел на пассажирское место, а машину повел его друг. Приехав на место, мы догадались, в чем дело: он был настолько расстроен, что не в состоянии был рулить самостоятельно. На прощание он жутко плакал и обнимал нас. Даже мне стало как-то не по себе. Как верно подметила Ленка: такое ощущение, что это не он нас оставляет, а мы бросаем беспомощного щенка.

Мы посмотрели величественный водопад и исполнили мечту моей жизни: залезли в естественную пещеру за оным. Выйдя в город, мы познакомились с англоговорящим турком, который пригласил нас на чай в собственный пансионат, находящийся в старинной части Анталии. Бросив у него свои вещи, мы пошли гулять по набережной. К нам привязалось двое подростков-«туземцев», предлагавших попробовать пару бубликов. Смутно что-то подозревая, но, тем не менее, желая проверить уровень собственного лохизма, мы все-таки откушали.

Они спросили: «Вкусно?».

Мы согласились.

И вот тогда турки потребовали по 5 долларов за бублик.

Не переставая есть, я достал все те же 50 рублей 93-го года и сказал: «3 доллара».

Однако они не были болгарами и сказали: «No, Turkish money!», а когда я парировал, что у меня нет турецких денег, они с радостью предложили ченж долларов.

Тогда я заявил, что деньги оставил в номере, а когда они вместе со мной захотели идти в отель, с радостью согласился и даже сделал несколько шагов, правда заявив предварительно, что отель в Кемере (30 км).

Тут их нервы не выдержали, и они ушли удивленные существованием человека, пробующего бублики и не платящего за это, как прочие доверчивые туристы.

Выйдя в город, мы остановили подержаную легковушку и попросили путем загадочной фразы, перевести которую до сих пор никто не может (бэни берабер гйотурурмусун Перге) отвезти нас в Перге, - естественно бесплатно.

После осмотра колонного зала древнеримского храма, протянувшегося на километр, и древнего стадиона мы наткнулись на апельсиново-лимоновую рощу. Для нас все это было диковинкой, так что можете представить нашу радость!

Затем отправились смотреть очередной водопад.

По дороге мы сумели ознакомиться со всеми прелестями турецкого автостопа. Машины подвозили даже если им было не по пути. Некоторые водители делали судорожные знаки, но так как у нас с Ленкой плохое зрение и мы ни хрена не видели, они подруливали к нам вплотную и извинялись, что в машине нет места.

Вот мы идем по дороге, а впереди, метрах в ста сбоку выезжает машина, которая тут же притормаживает и терпеливо ждет, пока мы медленно и очень солидно подойдем.

В другой раз водитель вывозит нас на основное шоссе и, остановив собственную машину, попытается поймать для нас другую попутку. Увидев, что у него ничего не выходит, он придумывает новый угар: залезает обратно в машину и освещает нас фарами, чтобы мы были видны на шоссе.

Подобравший нас дальнобойщик провез всего 15 км, однако сам выбежал из кабины, открыл нам дверь и долго плакал, целуясь и обнимая нас на прощание.

Добравшись до водопада, мы попытались объяснить кассиру нашу сущность на турецком. Он долго и внимательно нас слушал, а затем сказал: «Слушай, э, ты мнэ на русском лучшэ скажы», и с радостью пропустил нас...

Проехав еще 50 км, мы заночевали около бамбуковой рощи и хлопкового поля с видом на Аспендос - древнегреческий амфитеатр.

Турецкое гостеприимство.

Утром мы снова вступили в контакт с контролером. Густо покраснев от плохого знания английского, он тут же нас пропустил.

После осмотра стадиона мы снова наблюдали охоту на лохов. Около выхода из амфитеатра стояло несколько турецких женщин, которые выстреливали в туристов из хлопушек блестками. тут же ошарашенному белому мистеру вручалась в руки веточка хлопка. Иностранцы интуитивно брали ее, а затем стеснялись вернуть. С них требовалась определенная сумма денег…

Выбравшись на основное шоссе, мы поехали в Сиде. Развалины храма были закрыты, но для нас это, конечно, не являлось проблемой – я очень уважаю девушек, умеющих перелазить через заборы и вообще проявляющих полезные для своего напарника свойства (например, в постели).

Потратив два часа на осмотр, мы снова вышли на трассу.

Начинался дождь, и потому мы с радостью согласились на предложение первых трех турок отобедать. Мы заехали на некую стройку, где они, по всей видимости, работали. Нам вынесли единственные стулья. пока иностранцы солидно пили чай и рассматривали карту, турки готовили наверху обед, а один из них стоял поодаль, смущенно улыбаясь и не решаясь к нам подойти. Лена попросила меня: «Игорь, ну пожалуйста - обрати на него внимание». Наконец я обратил и кивнул турку. Он тут же подбежал и стал радостно тыкать в карту, возбужденно что-то говоря.

Затем турки решили, что мы мечтаем посмотреть на их добермана. Несмотря на все наши протесты, они все-таки бросились всей тусой наверх, жутко толкаясь. Наконец они показались, вчетвером таща несчастное животное на поводке, которое отчаянно и самоотверженно сопротивлялось. Его (добермана) завидное мужество было настолько велико, что даже удалось столкнуть одного из турок, который несколько нелепо покатился вниз по лестнице.

Количество в конце концов победило силу, и турки, очень довольные собой, добились своего. Секунду посмотрев на собаку, мы кивнули, и они потащили все также сопротивляющегося добермана обратно.

Наконец обед был готов. Мы с аппетитом съели при помощи хлеба яичницу (вилок не было), а хозяева при этом толпились вокруг нас. Мне это напомнило фразу из «Двенадцати стульев»: «Молодые люди сели в углу и стали с благоговением смотреть, как гигант мысли и отец русской демократии ест холодную телятину…»

После трапезы они повезли нас смотреть на водопад в Манагавте. Жутко наорали на кассира, сделавшего робкую попытку попросить с нас деньги за проход.

Один из строителей пригласил нас в гости, и, так как дождь не прекращался, мы согласились. представились его жена; затем облачились в турецкие пижамы.

К несчастью, это оказался очень суетной турок, которого постоянно обуревали все новые идеи и жажда деятельности.

Сначала он долго и нудно пытался выучить нас турецкому.

Затем лично проконтролировал, как я выстригаю ногти,

после стал требовать, чтобы я, согласно мусульманскому обычаю, побрился везде.

Потом возжелал сражаться со мной на армреслинге. На правой он меня победил, на левой я отыгрался. Он очень обрадовался своей частичной победе и сказал, что для силы мне нужно есть побольше меда. Заставив меня съесть полбанки, он сразился со мной снова.

Затем опробовал бороться со мной, Но вовремя сообразил, что это - плохая идея, ибо конкретно в борьбе меня победить очень трудно непрофессионалу.

Начал настаивать, чтоб его жена поборолась с Ленкой на армреслинге. Однако у меня появилось подозрение, неоднократно в последствии подтверждающееся, что турчанки несравненно умнее своих мужей.

После обильного ужина (не смотря на весь свой профессионализм даже я не смог доесть до конца) мы нажарили целый противень арахиса и уселись на пол, накрыв колени специальной скатертью. Так мы вчетвером встретили ночь.

Безумная ночь.

Утром он вывез нас на шоссе, без особых проблем мы добрались до Аланьи. Затормозив машину фермера, попросили отвезти нас на гору для осмотра древнехристианской крепости. Хотя турку было не по пути, он с радостью согласился.

После осмотра мы решили пройти вниз пешком, любуясь лимоновыми рощами и огромными кактусами. От дождя спрятались в небольшом кафе, где нас угостили чаем. Затем поймали машину до пещеры у подножия горы. Она была по-настоящему красивой – таких сталактитов я еще в жизни не видел.

Начинался серьезный ливень. Мы стояли явно в неудобном месте – машины не стопились. Наконец затормозил один турок. Мы юркнули было к нему в сухую кабину, Но оказалось, что он едет в другую сторону. Когда мы начали вылезать обратно, он жестом остановил нас и еще минут 15 не двигался с места. Мы недоуменно переглядывались, пока не догадались, что водитель просто не может позволить нам мокнуть под дождем.

Наконец мы выехали из города. Но ливень двигался за нами вдоль берега моря по пятам, и если мы где-то задерживались более чем на пятнадцать минут, непогода настигала нас. Поэтому мы согласились на предложение очередной тусовки турок переночевать в следующем городе.

Тусовка была довольно колоритная. Мы приехали в кафе одного из них, которого сразу определили как «опасного», ведь он сносно говорил по-английски и вообще казался довольно умным.

Второго мы окрестили «стеснительным». Вообще, впоследствии всех турок мы делили на 3 типа: альтруисты, влюбленные в Ленку и в меня. Стеснительный был из последней категории. Он подолгу смотрел на меня влюбленным взглядом, а когда я оборачивался, потуплял взгляд, жутко краснел и начинал ковыряться в ногтях. Однако вскоре он изрядно набрался пивом (турки быстро пьянеют) и, кладя руки нам на плечи, ужасно лоснящимся и расплывшимся в улыбке лице говорил: «Аркадаш…» (друг).

Третий был «интеллигент». Поначалу он был довольно респектабельным, но потом его поведение изменилось. Каждый раз, когда стеснительный пытался заговорить с нами на немецком языком своим застенчивым голосом, он начинал смеяться. Смеяться – это мягко сказано. Его сгибало пополам от хохота, он давился смехом, захлебывался слюной, жадно хватал воздух ртом, и, наконец, не выдержав, каждый раз неизменно выбегал на улицу и катался по мокрой траве, причем прямо в пиджаке. Я такого в жизни не видел - даже в кино. Поначалу мы недоверчиво смотрели на все это, но потом он заразил и меня. Каждый приступ его хохота стал срабатывать как условный рефлекс. Сказать, что я в жизни так не смеялся – значит не сказать вообще ничего. Меня выворачивало наизнанку, я задыхался от смеха, хватался руками за стену. Почему – я не понимал тогда, не знаю и сейчас. но до сих пор иногда смеюсь, когда особенно четко вспоминаю его смех.

Четвертый, самый мрачный, был «шеф». Он за все и платил. Прямо на полу в кафе мы разложили небольшой костер, в котором поджарили мясо и курицу. Потом, часов в двенадцать ночи мы начали интересоваться насчет ночлега, однако турки заявили, что хотят пригласить гостей в ночной ресторан. Нам не удалось отказаться, хотя и не хотелось.

В ресторане друзья снова заказали нам пиво. Так получилось, что мы с Ленкой оба не переносим пива. С детства. Однако попробуйте объяснить это занудным туркам.

Нам обоим жутко хотелось спать, желудки были переполнены мясом, а они упрямо требовали, чтобы мы съели еще. И это при том, что сами с каждым новым глотком становились все более пьяными, и теперь мы даже мысленно не представляли, как они поведут машину.

Наконец я не выдержал и стал на весь ресторан ругаться матом. Но никто не понимал, все только согласно кивали головами. Интеллигент вместе с шефом танцевали дикий турецкий танец, разбрасывая вокруг бумажные деньги. Наконец Ленка достала сухое горючее и подожгла. Это было кульминацией. Посетители заворожено смотрели на огонь несколько минут, затем стеснительный стал разносить горящие таблетки по всем столикам. Турки во всем ресторане радовались как дети, подкладывая в огонь, горящий в вазах, бумагу и сигаретные пачки. Официанты смотрели на это зрелище с удивлением.

Наконец мы не выдержали и пошли спать в машину. Но вскоре туда пришел стеснительный, который обратился к нам с длинной речью, начисто забыв по пьяни, что мы не понимаем по-турецки.

Минут через 15 я устал ему повторять «Бэн бильмийорум» (я не понимаю), и на все его вопросы стал отвечать «Эвет» (да). Однако выяснилось, что я на что-то такое согласился, потому что он достал большую пачку денег и полез к Ленке. Оттолкнув его (не очень сильно), мы вылезли из машины и начали стопить тачку. Но вскоре стеснительный убедительно попросил у нас прощения и уговорил вернуться в машину. Однако, едва он скрылся в баре, мы снова вышли на трассу. Два часа ночи, машины не стопятся – положение то еще. И вдруг из бара вышла одинокая фигура и поплелась, шатаясь, в нашу сторону. Незнакомый турок попытался заговорить с нами, ничего не поняв, сказал «Момент…» и вернулся с другом, ужасно пьяным и не менее ужасно интеллигентным. последний при помощи зачатков английского, изрядно смешанного с немецким и выпивкой, спросил, какие у нас проблемы. Окончательно раздраженный, я без обиняков спросил: «Где мы можем спать?». Он начал: «I can offer to you my bed, but…»

Но «but» мы уже не дослушивали, а чуть ли ни силком тащили турка в сторону машины. В следующую секунду он оказался ведущим машину по темным улицам и абсолютно не понимающим, почему он должен куда-то ехать, а не пить ждущий его в баре стакан с пивом, и какого черта вообще он вышел из этого бара.

Однако мы с Ленкой не хотели в тот момент анализировать возможный ход его мыслей - нам просто жутко хотелось спать. И потому, как только нам показали спальню, мы с завидной скоростью разобрали кровать и улеглись в нее.

Однако не все было так просто. Турок, который явно давно не разбирался в ситуации и, может быть, даже не помнил, откуда мы вообще взялись, все-таки объяснил, что ему нужно вернуться к своему пиву в бар, а мы-де должны остаться наедине с его другом.

Тот оказался активным собеседником, в его планы явно не входило, чтобы мы спали: у него была навязчивая идея распить с нами бутылку виски. Мы согласились – что нам еще оставалось? Однако мы были настолько уставшие, что практически не опьянели.

Вскоре вернулся и хозяин квартиры. Начались долгие и трудные разговоры (турки иногда забывались и переходили на турецкий). Когда мы уж совсем было улеглись, раздался стук в окно (квартира была на первом этаже). Турок объяснил нам (уж не знаю, как мы его поняли) что несколько месяцев назад он похоронил жену. Его дочь живет у тети, но сегодня-де она не хотела засыпать без отца.

Принесенная тетей девочка оказалась голодной. В три часа ночи Ленка почистила картошку, и я начал готовить картофель фри (неплохая еда для двухлетней девочки?). Потом мы все вместе кушали. К четырем возня наконец-то прекратилась.

***

Утром мы обменялись с гостеприимным турком адресами и отправились дальше.

Километров 150 ехали по серпантину вдоль побережья. Виды были красивые до сумасшествия. Всюду можно было встретить смесь разных времен года. Некоторые деревья были совсем голые (осень), другие – во всей красе расцвета (весна). Плантации бананов, апельсинов и лимонов с огромным количеством плодов напоминали о лете.

Приехав в Анамур, мы зашли на почту, где я отослал письма двум "принцессам" в Москву. Потом мы поехали осматривать Анамуриум – древнехристианский город на берегу моря, неплохо сохранившийся, кстати. Дело клонилось к вечеру, и мы же удумывали, где бы поставить палатку, как уже в наступившей темноте застопили попутку до самого Мерсина. Всю дорогу турок нещадно гнал по темному серпантину, практически вслепую вписываясь в крутые повороты. Однако у нас не было времени думать – крепкие у нас нервы или нет, - испытание заключалось в другом. Я сидел на первом сидении, крепко пристегнутый ремнями, но даже меня укачивало безбожно. На Ленку же я боялся даже оглянуться.

Короче, для нее эта поездка обошлась весьма плачевно.

Турок настолько из-за нас разволновался, что немедленно пригласил ночевать. По сотовому он сообщил о знатных гостях родителям, и те ждали нас с распростертыми объятиями: меня три раза расцеловал отец, а Ленку обнимала мама. Кстати, она вскоре по каким-то необъяснимым причинам догадалась, что Ленка - сирота, чем несказанно нас удивила. Вообще, впервые за долгое время мы попали в семью к почти по-европейски умным туркам. Это было действительно приятно.

Засыпая в лучшей комнате в доме, я мысленно благодарил Шанина и других московских авостопщиков, показавших мне путь к НАСТОЯЩЕЙ жизни - увлекательной и интересной, достойной мужчины.

Насильственно-денежные плоды автостопа

После обильного завтрака утром турок завёл с нами серьёзный разговор. Он очень волновался за нашу дальнейшую судьбу, поэтому просил позволить ему купить для нас билет на автобус. Мы категорически отказывались, заявляя, что принципиально путешествуем только автостопом. Тогда он подбросил нас до шоссе, а затем достал 20$ и попробовал мне их всучить. Мне он был глубоко симпатичен как человек, но денег взять я не мог (ведь у меня были же!) романтично показывая ему на небо и на землю: мол, это - наши крыша и ковёр, и-де наше счастье жить такой вот судьбою. Он ничего не понял, обиделся и стал настойчиво всовывать деньги мне за пазуху. Я упрямо вынимал и отдавал обратно – гордость не позволяла. Сумма постепенно увеличивалась, но я был непреклонен. Наконец он обнял нас и уехал, а мы поехали осматривать Тарсус.

Посреди города мы увидали необыкновенную штуку – кран с текущей из него водой как будто висит в воздухе. В общем, прикольно. С некоторой долей равнодушия осмотрели водопад и снова вышли на трассу.

Возле Аданы нас настиг нешуточный ливень. Успев спрятаться под навесом, мы убивали время дегустацией кокосов. Следует сказать - на любителя…

Далее стали двигаться в перерывах между дождями. Добрались до Топракале, где турки маленькой стайкой стали ловить нам маршрутку (бесплатно, естественно) до местного гейзера.

Маршрутка ехала с полчаса до небольшого селения. Все пассажиры постепенно вышли, и мы остались втроём. Водитель ещё немного покружил по узким улочкам, а затем остановился и обратился к нам с длинной речью. Мы вежливо выслушали его и наконец из бурного потока фраз выловили слово «адрес». попросили везти нас к «термалю», но он ответил что-то сумбурное. Мы намекнули ему, что не выйдем из маршрутки, так как хэлперами-де уплачено до самого гейзера. но он показывал знаками, что его рабочий день закончился и даже стал притворяться, что ложится спать прямо в кабине. Пришлось выходить под моросящий дождь. Стали искать этот самый термальный источник самостоятельно. Вскоре нам попался довольно смышленый студент, который умудрился объяснить на чистом турецком, что «термаль – проблем», и что вообще вода показывается в нем по определенным часам. Мы изъявили желание вернуться в Топракале, он очень обрадовался и немедленно усадил нас в маршрутку, объяснив водителю, что мы поедем бесплатно.

Вернувшись в город, мы неспешно двинулись по тротуару, ожидая, когда нас позовут ночевать. Но никто не звал, и нам пришлось начать стопить. Однако вскоре один из турок опомнился, заговорил с нами и пошёл указывать дорогу к своему дому.

На этот раз мы попали в довольно бедное жилище, где помимо него, проживало еще два друга – молодые парни. Все трое были военными и квартиру эту снимали. Мы все вместе пожарили чудесную яичницу, а затем я с Ленкой отправились спать и сушиться в свободную комнату. Утром мы снова вышли на трассу и долго ли, коротки ли, приехали в чудесный город Антакию.

Здесь прежде всего решили посмотреть древнеримский акведук. Но вот только мы Толком не знали, что это такое, посему полезли в горы наугад вдоль реки.

Сначала нам попадались одни овцы, а потом местность вокруг помрачнела, и постепенно исчезли все тропинки. Мы карабкались по узким уступам над мини-пропастями, скатывались вниз по щебёнке, цеплялись за колючие кусты и, наконец, увидели его.

Этот древний водопровод, построенный завоевателями, сохранял свои пешеходные функции до сих пор. В окрестностях мы нашли множество уютных пещер. Одна из них мне понравилась настолько, что я изъявил желание временно здесь пожить с запасом еды и девушек.

Вернувшись в Антакию, мы пошли на другой конец города. Встречающиеся турки, особенно молодёжь, медленно доставали и выводили нас из себя: «Hello, what's your name?», «Can I help you?» и т.д. Но, не смотря на всё их занудство, мы благополучно вышли на другой конец города и поймали машину до другого водопада, который значился на нашей карте. После осмотра оного встали на позицию в сторону Самандага. Тут нас окружила целая стайка мотоциклистов, которые кружились вокруг нас и задавали любопытные вопросы. Узнав о нашей сущности, они очень удивились и стали предлагать деньги. Однако мы упорно отказывались. Тогда самый хитрый незаметно подкатил к нам сзади в момент, когда мы смотрели в другую сторону, и ловко всунул мне в задний карман около миллиона турецких лей, а затем откатил на безопасное расстояние. Второй, увидев это, очень расстроился, но затем его осенила новая идея.

Он потащил нас с собой через два квартала в ресторан своего брата, где нас незамедлительно угостили пепси и шаурмой. Шаурмы были настолько огромные, что Ленка едва справилась с половиной своей порции, и мне пришлось доедать.

Наконец мы всё-таки добрались до Самандага, в котором пошли осматривать пещерный город. после присели на скале и стали дожидаться заката. По идее, это был конец нашего пути, крайняя точка, и здесь мы намеревались дождаться темноты и начать свой путь назад. …Мы любовались открывшимся видом: багряное солнце, нависшие скалы, туристское море и сонная турецкая деревушка.

Однако, Турция никого не отпускает просто так. Мимо шёл пастух, который указал нам на главную достопримечательность здешних мест – пещеру Девы Марии. Заинтригованные, мы спустились в указанную расщелину и быстро пошли, освещённые лучами заходящего солнца. Даже сама расщелина оказалась очень прикольной, но пещера превзошла все наши ожидания. По сути, она представляла собой продолжение расщелины с постепенно сходящимся потолком. Щель наверху становилась всё меньше и наконец исчезла совсем.

Ввиду отсутствия фонариков, двигаться приходилось на ощупь, ориентируясь на звук ручья, мы медленно пробирались в кромешной темноте. Ощущение не из приятных, но потом привыкаешь. Как мы и предполагали, пещера оказалась сквозной. Дойдя до конца, мы обнаружили интересный ансамбль скал.

Затем двинулись обратно. В темноте добрались до шоссе и стали стопить машины в сторону России. Поменяв несколько тачек, мы застопили камьон (дальнобойщика), в котором решили провести ночь.

Назад, в Россию

Водитель попался отчаянно трусливым. Ночью мы спали на нижней полке, он – наверху. Стоило нам чуть-чуть пошевелиться или зашептаться, как он тотчас просыпался, напрягался и готовился к худшему (к смерти, наверное, но, может быть, вовсе даже и не к смерти). Утром мы продолжали психологическую атаку, поедая один за одним лимоны. Мы кусали их как яблоко, брызгали соком и рассматривали карту. Наконец нервы у него не выдержали, и он повёл нас завтракать в ресторан.

Потом, высадив загадочный иностранцев у очередного замка в Топракале, он долго пылесолил кабину машины.

Осмотрев замок, выдержанный в Тевтоноском стиле, мы двинулись дальше в сторону Анталии.

От Мерсина на запад побережье просто усеяно различными крепостями. Для удобства автостопщиков они расположены вдоль трассы. Мне уже, признаться, порядком надоели подобные проявления древности, однако в Дженет Джехенем мы нашли нечто более крутое. В горах располагалась огромная котловина необыкновенной красоты. Спустившись вниз, мы обнаружили громадную пещеру. Один Только вход в неё бы высотою не менее трёх этажей! К сожалению, освещение, установленное внутри для туристов, не работало, а собственного фонарика у нас не имелось. Поэтому нам удалось отойти недалеко от входа, но зато мы нашли красивое подземное озеро.

Тут к нам пристал какой-то абстрактный турок, который силился показать здешние красоты с помощью зажигалки, а под шумок пытался обнять Ленку. Он нам быстро надоел. К счастью, обратно выходить было не так-то легко. Поверхность шла под уклоном вверх, а камни оказались жутко скользкие. Нам с Ленкой было не привыкать, а вот турку пришлось туго. Он жалобно стонал, когда мы оставили его совсем одного в мрачной темноте.

Надеюсь, что он выжил.

Стремительно темнело, а мы хотели проехать сегодня ещё довольно много. Следующая машина высадила нас посреди города Селифке, где мы сфотографировали символ города – статую громадной куропатки. Затем, сменив несколько машин, мы добрались до нашей сегодняшней конечной цели – великолепной крепости на берегу моря близ Анамура, где и заночевали.

Утром первым нашим водителем был студент из Стамбула. Узнав о нашей сути, он страшно заволновался, пытаясь понять, как нам можно помочь, и у него задрожали руки. Я упростил ему задачу, спросив, где здесь в окрестностях можно попить чаю, после чего немедленно паренек пригласил нас на завтрак домой.

По дороге он настолько радовался, что мы искренне боялись аварии. Дома нас сердечно приветствовали его мать и сестра, на которую я много смотрел. После обильных яств он вывез нас обратно на шоссе, а на прощанье показал на небольшую группу турок у обочины, оживленно разговаривающих, и произнёс следующее: «They are bad people!» У нас не было причин не доверять ему, поэтому мы согласно кивнули и пошли навстречу горизонту.

Довольно быстро застопили очередной камьон, который остановился метрах в ста впереди. Мы не знали – нам или нет, оказалось, что водитель специально проехал вперёд, чтобы открыть кузов для наших рюкзаков. Впервые за долгое время нам попался умный турок. Четно говоря, за время нашего путешествия таких можно было бы пересчитать по пальцам одной руки. Этот всё понимал с полуслова, пытался изучать русский язык, не пел за рулём и вообще не придуривался.

Часа через два он остановил машину для того, чтобы купить бананов у дороги. Вылез из машины и я, прикупив связку для нас. Однако он сие заметил, схватил меня за руку и потащил к продавцу. Там он заставил последнего вернуть мои деньги, причём ту же самую купюру, а потом заплатил за бананы сам.

В общем, мы с радостью восприняли новость, что будем ехать с ним до самой Анталии. Так и получилось. Разгрузившись на складе, мы вместе с ним заскочили в ресторан, а потом легли спать в крытом кузове.

Утром он стал уговаривать нас поехать с ним в Измир. Мы задумались. С одной стороны, мы спешили домой, а Измир был не совсем по пути. С другой, он всё-таки был ближе к Болгарии, чем Анталия, да и город стоящий. Одним словом, мы решили, что два дня погоду не сделают. Дорога в Измир шла через горные плато, порой перед нами открывались восхитительные виды. Иногда, впервые за долгое время, мы видели снег, и это напоминало нам о Москве, куда уже несколько хотелось. На остановках он, также как и Мэхмет (первый наш турок), хвастался перед друзьями знакомством с нами.

Вот мы в Измире. Переночевав на очередной базе, мы распрощались с турком и пошли осматривать город. В принципе, ничего особенного – те же пальмы, те же римские развалины, те же гостеприимные горожане. Одним словом, Турция хороша понемногу. Нам порядком всё поднадоело. Так как мы понятия не имели, в какой стороне выезд из города, а никто толком не мог объяснить, то стали стопить машины прямо в городе. Наконец поймали молодую семейную пару, которая любезно вывезла нас, радуясь возможности поговорить по-английски.

Вдоль Мраморного и Эгейского морей в Турции идёт широко развитая сеть дорог, в которых немудрено запутаться. Так как к тому времени у меня ещё не было опыта автостопа по странам Европы, то я просто решил двигаться приблизительно на север. Так и получилось. За день мы сменили кучу машин. Турки не забывали кормить строго в обеденное и, соответственно, вечернее время. Наконец, в Бурсе, уже в темноте, мы поймали камьон до Стамбула. Почти сразу же мы задремали, предполагая, что ночью поспать не придётся. Часов в двенадцать наш последний турецкий водитель высадил нас на автобане при выезде из города. Мы хотели продолжать стопить, но нами заинтересовались полицейские. Проверив документы и узнав, что мы русские, они жутко обрадовались. Стали говорить «НА ЗДАРОВЬЕ!» и прочие русские слова, которые сумели вспомнить, а также целовать нас в щёки. Затем попросили ждать. Мы прождали полчаса, и когда нам уже это порядком надоело, копы остановили комфортабельный автобус до самого Эдирне (230 км)…

…Мы шли по ночному городу и начинали подумывать о ночлеге, но тут застопился болгарин, возвращающийся домой. Он довёз нас до таможни. Мы отдали ему паспорта, а сами остались сидеть в машине. Наконец он вернулся и сообщил, что машина будет проходить таможню довольно долго. Мы решили не ждать и перешли границу самостоятельно.

На выезде с болгарской таможни мы застряли довольно надолго – редкие машины не стопились. Когда становилось скучно ждать или просто холодно (на улице было «всего» +4), мы заходили в близлежащее кафе. Наконец забрезжил рассвет, и мы пошли пешком. Прошли уже было километра два, как вдруг из какой-то будки вылез солдат с автоматом и потребовал паспорта. Меня чуть смех не разобрал – неужели ктото пытается проникнуть в Болгарию нелегально? Солдат сказал нам «Благодаря!» (спасибо), и мы отправились дальше, усмехаясь при виде вывесок на болгарском языке.

Вот и наш первый водитель в этой нищей стране, глубинка которой так похожа на нашу. Да и люди тоже похожи – хитрые, расчётливые и практически ничему не удивляются. И всё-таки они были приятнее глупых и наивных турок.

В пересечении Болгарии нет ничего примечательного, поэтому не стоит на этом останавливаться. К вечеру мы добрались до Русе и с огорчением узнали, что последняя электричка в Румынию ушла. Я прекрасно знал, как автостопщики застревают на этом проклятом «Мосте Дружбы» через Дунай, по которому запрещено ходить пешком.

Приехав на место, мы с горечью убедились в справедливости моих опасений. Машин в Румынию практически не было - одни злостные таксисты, у которых здесь свой бизнес. Наконец нас отозвала некая женщина, которая, как я понял, была не в доле. Она согласилась перевезти нас за 4 доллара (обычная такса – 10$ на человека) и всю дорогу жутко стремалась, чтобы её не заметили обманутые коллеги. Болгарский пограничник долго смотрел на наши паспорта, а потом спросил у болгарки, что мы везём. «Не знам», отвечает. «Раскрывайте багаж…» Однако мужества пограничника хватило только на поверхностный осмотр моего рюкзака.

Потом была румынская таможня, и вот, наконец, мы в Джурджу. Также как и в Болгарию, в Румынию мы въехали уже ночью. До Бухареста ехать не хотелось, так как мы хотели хоть немного поспать. Поев в кафе, я начал думать о возможности нахождения ночлега. Итак, мы пошли в ближайший дом, поднялись на третий этаж…

Я тщательно проинструктировал Ленку: «Сейчас ты позвонишь в квартиру, покажешь им котелок и попросишь воды. Как по-румынски будет «горячая» я не знаю, поэтому сначала они тебе вынесут холодную. Ты им покажешь бульонный кубик, скажешь «супа» и снова попросишь». Так и получилось. Когда для нас, наконец, заварили куриный бульон, то собралось уже наверное пол-подъезда, с любопытством за нами подглядывающих. Пришлось мне пить из котелка этот суп, что было порядком противно после недавнего посещения кафе. Наконец один дед проявил смелость и спросил нас о нашей сути. Мы ответили, что хотим доехать до Бухареста. Он покачал головой – ближайшая электричка будет завтра в шесть. «А где же мы будем спать?» - резонно спросил я. «Пойдём!» – он был лаконичен.

Потом был ужин, воспоминания Советского Союза, так называемой румынско-русской «дружбы» и уже знакомая румынская наливка. Наутро мы обильно позавтракали, а часть завтрака взяли с собой сухим пайком. Его дочка повела нас на станцию, где долго ругалась с контроллёрами, которые пытались взять с нас деньги за проезд. Из Бухареста мы решили добираться до границы автостопом. Среди автостопщиков бытует мнение, что Румыния - неблагоприятная страна для автостопа, так как большинство водителей – деньгопросы. За световой день мы пересекли всю страну и только два последних водителя попросили деньги. С последним, довёзшим нас до Яссы, вышел даже небольшой скандальчик, который я описал выше.

На вокзале мы узнали, что последняя электричка в Унгены уже ушла. Но познакомились с одним молдаванином, который согласился провезти нас 20 км за 1 доллар. Под красиво падающим снегом мы пересекли последнюю границу и въехали в Великую Империю.

Когда приехали на вокзал, то увидели стоящий у перрона проходящий московский поезд. Задерживаться в холодной Молдавии не хотелось, поэтому мы быстро поменяли деньги и побежали покупать билет. Однако мы были в Совке – поезд стоял на вокзале, но согласно компьютеру он уже уехал 10 минут назад, поэтому билеты купить мы не могли. Не долго думая, мы залезли в поезд и оказались в вагоне начальника. Оплатив ему стоимость плацкарты, нагло прошли в свободное СВ и легли спать.

Конец.