«Почему люди, которых ты просишь тебя сфотографировать, ведут себя так, будто вместо камеры ты даешь им бомбу?»

-- Дейн Кук

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Базилика святого духа

Читать
Базилика святого духа (Basilica di Santo Spirito)
Предложить свои фото

Базилика святого духа (Basilica di Santo Spirito)

Церковь святого духа одна из важнейших церквей Флоренции. Она являлась частью комплекса августинского монастыря 13 века (1252 1292). Базилика расположена на одноименной площади в Ольтрарно, неподалеку от моста Санта-Тринита, что примерно в 200 метрах выше по течению Арно от Понте-Веккьо.

Церковь святого духа одна из важнейших церквей Флоренции. Она являлась частью комплекса августинского монастыря 13 века (1252 1292). Базилика расположена на одноименной площади в Ольтрарно, неподалеку от моста Санта-Тринита, что примерно в 200 метрах выше по течению Арно от Понте-Веккьо.

Монастырь стал первым прибежищем августинцев во Флоренции и быстро стал важным художественным, теологическим и культурным центром. Августинцы обладали богатой библиотекой, в которой в 1450 году уже было более 500 ценнейших манускриптов. Монастырь часто посещали Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо.

Решение о строительстве новой церкви было принято в 1396 году, проект был разработан Филиппо Брунеллески к 1434 году, а строительство началось в 1443 году. После смерти архитектора в 1446 году, работы по строительству были продолжены Джованни да Гайолой и Сальви дАндреа. К 1481 году был закончен купол, и церковь была освящена. В 1503 году была построена колокольня по проекту Баччо д Аньоло.

В целом при строительстве использовался первоначальный проект Брунеллески, однако многие особенно оригинальные идеи мастера не нашли воплощения последователи предпочли соблюсти традиции. В частности, проект предполагал необычное количество порталов на фасаде 4 (реализовано традиционные 3), бочарный свод над нефом и трансептом был заменен плоским потолком.

Фасад церкви остался незаконченным только в 18 веке он был отштукатурен, и, тем не менее, фасад впечатляет элегантностью своих линий. В плане церковь выполнена в строгой форме латинского креста, с тремя просторными нефами, 38 боковыми полукруглыми капеллами и впечатляющей колоннадой коринфского ордера с арками, каждому арочному пролету колоннады соответствует одна полукруглая капелла. Безупречно и световое решение интерьера, с очень светлым и воздушным центральным нефом и темными боковыми нефами, визуально устремляющимися к ярко освященному центральному алтарю.

Среди других произведений искусства в церкви, наиболее примечательны следующие:

*В четвертой капелле справа - Изгнание торговцев из храма маньериста Джованни Страдано (1572);

*В шестой капелле справа Мученичество святого Стефана работы Доменико Пассиньяно (1602);

*В девятой капелле справа (трансепт) - Преображение господне работы Пьер Франческо Фоски (1540 1545);

*В двенадцатой капелле справа (трансепт) шедевр изобразительного искусства, Мадонна с Младенцем и святые работы Филиппино Липпи (1490 1493);

*В восемнадцатой капелле справа (апсида) алтарная картина Святая Луция и два ангела работы Нери ди Биччи (около 1460);

*В первой капелле слева - Воскресение господне работы Пьер Франческо Фоски (1540 1545);

*В пятой капелле слева - Мадонна, святая Анна и другие святые работы Микеле Тозини (середина 16 века);

*В восьмой капелле слева - Мадонна на троне со святыми работы школы Фра Бартоломео (начало 16 века);

*В десятой капелле слева (трансепт) - Мадонна на троне со святыми работы Раффаэлино дель Гарбо (1505) и алтарная картина Святой Лаврентий, подающий милостыню работы Якопо дель Селлайо (конец 15 века);

*В одиннадцатой капелле слева (трансепт) - Мадонна на троне с ангелами и святыми Варфоломеем и Николаем работы Раффаэлино дель Гарбо (начало 16 века);

*В двенадцатой капелле слева (трансепт) Святая Троица, святая Екатерина и святая Мария Магдалина работы Франческо Граначчи (около 1485);

*В тринадцатой капелле слева (трансепт) Алтарь Корбинелли работы Андреа Сансовино (1492);

*В четырнадцатой капелле слева (трансепт) Мадонна с Младенцем на троне и святые работы Козимо Росселли (1482) и алтарная картина Сомнения апостола Фомы работы Нери ди Биччи (около 1460);

*В пятнадцатой капелле слева (трансепт) Святая Моника и монахи-августинцы работы Франческо Боттичини (1478);

*В шестнадцатой капелле слева (трансепт) Мадонна с Младенцем и святые работы Раффаэлино дель Гарбо (начало 16 века).

Слева от церкви, расположен вход в восьмиугольную ризницу (Sagrestia di Santo Spirito) на 12 колоннах коринфского ордера, построенную по проекту Джулиано да Сангало и богато украшенную в конце 15 начале 16 века. Прежде всего, следует обратить внимание на великолепный кессонный потолок над вестибюлем работы Андреа Сансовино (1491). Сейчас в ризнице находится прекрасная алтарная картина Бронзино Святой Фиакр, исцеляющий больных и еще один шедевр - деревянное Распятие работы молодого Микеланджело (1492). Также любопытна фреска в люнете над дверью работы Бернардино Почетти, изображающая мальчика, вероятно, Иисуса, объясняющего святому Августину тайны Создания, стоя на берегу моря.

В монастырском комплексе также было два клуатра. Большой клуатр создан в 1564 1569 годах по проекту Бартоломео Амманати, в классическом стиле. Клуатр мертвых построен около 1600 года архитектором Альфонсо Париджи. Дворик ограничен с четырех сторон аркадами, каждой аркаде соответствует люнет, украшенный в 18 веке изображениями со сценами жизни святого Николая Толентинского, святого Иоанна и святого Фомы работы Козимо Уливели.

В монастыре непременно следует посетить большую трапезную (Cenacolo di Santo Spirito) с монументальной, очень плохо сохранившейся фреской Тайная вечеря работы Андреа Орканья (1360 1365). Сейчас видна практически только верхняя часть фрески с изображением Распятия. Это редчайший пример религиозного произведения позднеготического периода, сохранившегося во Флоренции. В трапезной сейчас также можно видеть прекрасную коллекцию скульптур 11 15 веков, включающую два барельефа работы Донателло.


Комментарии и оценки