«Я — не дерево, рожденное, чтобы всегда стоять на одном месте и не знать о том, что находится за ближайшей горой»

-- Джек Лондон

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Базилика святого Андрея

Читать
Базилика святого Андрея (Basilica di Sant'Andrea)
Предложить свои фото

Базилика святого Андрея (Basilica di Sant'Andrea)

Удивительная по красоте базилика святого Андрея, одно из самых значимых сооружений Верчелли, располагается в северной части города, на расстоянии 200 м на восток от железнодорожного вокзала, 400 м на юго-запад от собора и 500 м к северо-западу от площади Кавура. Выстроенная в стиле, переходном между поздней романикой и ранней готикой, базилика святого Андрея - важнейший элемент архитектурного ансамбля города.

Удивительная по красоте базилика святого Андрея, одно из самых значимых сооружений Верчелли, располагается в северной части города, на расстоянии 200 м на восток от железнодорожного вокзала, 400 м на юго-запад от собора и 500 м к северо-западу от площади Кавура. Выстроенная в стиле, переходном между поздней романикой и ранней готикой, базилика святого Андрея - важнейший элемент архитектурного ансамбля города.

Первая церковь, посвящённая святому апостолу Андрею, была воздвигнута на этом месте в 1219 1227 годах по инициативе кардинала Гуала Биккьери, который и в дальнейшем активно покровительствовал образовавшемуся вокруг церкви аббатству. Имя архитектора, возглавлявшего работы над базиликой, неизвестно, однако, можно утверждать, что это был талантливый зодчий, прекрасно знакомый не только с традициями ломбардской романики, но и с зарождающимися в это время готическими тенденциями архитектуры Иль-де-Франса. Ансамбль аббатства просуществовал фактически без изменений до начала 15 века, когда справа от базилики была возведена новая колокольня, украшенная в том же стиле, что и башни, фланкирующие западный фасад. В 16 веке рядом с храмом был построен внутренний дворик, окружённый стройной аркадой на сгруппированных по четыре колонах, хорошо сохранившийся до нашего времени.

В 1617 году архитектурный комплекс базилики святого Андрея сильно пострадал во время осады Верчелли испанскими войсками. В первой половине 19 века были организованы основательные реставрационные работы, продолжившиеся в 20 столетии и вернувшие аббатству первоначальный облик.

Главный фасад базилики представляет собой строгую и утончённую трёхчастную композицию, увенчанную треугольным фронтоном и фланкированную двумя симметричными башнями. Гармония сооружения подчёркивается тонкой цветовой гаммой фасада: стены облицованы зелёным и розоватым мрамором и белым известняком, в ордерной отделке башен сочетается светлая штукатурка и красный кирпич, что перекликается с декорацией интерьера базилики. В верхней части фасада проходит двухъярусный арочный фриз на тонких мраморных колонках.

В нижней части расположены три арочных перспективных портала, фланкированных колонками. В люнетах над порталами помещены скульптурные мраморные рельефы в романском стиле, с вкраплением готической экспрессии в трактовке фигур и драпировок. В центральном люнете помещена сцена Мученичество святого Андрея, который был распят на кресте. На архивольте арки над фигурой святого среди цветочного орнамента представлен ангел, несущий его душу в рай. В северном люнете, претерпевшем серьёзные изменения во время реставрации 19 века, представлен заказчик базилики кардинал Гуала Биккьери, предстоящий вместе с макетом своего храма святому Андрею на троне. В люнете правого портала располагается резная орнаментальная композиция. Над главным порталом в центре фасада помещено большое окно-роза.

В плане церковь святого Андрея имеет форму латинского креста, это трёхнефная базилика. Над средокрестием возвышается восьмигранная башня, завершающаяся пирамидальным шпилем. Все стрельчатые арки, колонки, линии сводов и нервюры в готическом интерьере базилики акцентированы красно-коричневой кирпичной кладкой или облицовками из зелёного мрамора. Такое колористическое решение, наряду с розовато-серым тоном стен, превращает интерьер церкви в насыщенный яркими акцентами декоративный ансамбль, придаёт ему динамичность и ритмическую цельность.

В боковых нефах базилики располагаются дополнительные капеллы. Например, в последней капелле справа сохранился надгробный памятник середины 14 века, посвящённый аббату Томмазо Галло, который основал в Верчелли теологическую школу. На фронтальной стене саркофага сохранилась рельефная композиция с изображением Мадонны с Младенцем, справа изображён апостол Андрей и коленопреклонённый аббат, слева Екатерина Александрийская, покровительница философских школ, и Псевдо-Дионисий Ареопагит, мистическому учению которого аббат посвятил свои исследования.

В капелле левого рукава трансепта располагается большое деревянное Распятие, расписанное в конце 15 века. Особый интерес представляют деревянные кресла хора, исполненные кремонскими мастерами в начале 16 века. Кресла созданы из красного дерева, украшены инкрустациями со сценами жития и мученичества святого Андрея, орнаментальными композициями и натюрмортами.


Комментарии и оценки