Удивительная по красоте базилика святого Андрея, одно из самых значимых сооружений Верчелли, располагается в северной части города, на расстоянии 200 м на восток от железнодорожного вокзала, 400 м на юго-запад от собора и 500 м к северо-западу от площади Кавура. Выстроенная в стиле, переходном между поздней романикой и ранней готикой, базилика святого Андрея - важнейший элемент архитектурного ансамбля города.
Первая церковь, посвящённая святому апостолу Андрею, была воздвигнута на этом месте в 1219 1227 годах по инициативе кардинала Гуала Биккьери, который и в дальнейшем активно покровительствовал образовавшемуся вокруг церкви аббатству. Имя архитектора, возглавлявшего работы над базиликой, неизвестно, однако, можно утверждать, что это был талантливый зодчий, прекрасно знакомый не только с традициями ломбардской романики, но и с зарождающимися в это время готическими тенденциями архитектуры Иль-де-Франса. Ансамбль аббатства просуществовал фактически без изменений до начала 15 века, когда справа от базилики была возведена новая колокольня, украшенная в том же стиле, что и башни, фланкирующие западный фасад. В 16 веке рядом с храмом был построен внутренний дворик, окружённый стройной аркадой на сгруппированных по четыре колонах, хорошо сохранившийся до нашего времени.
В 1617 году архитектурный комплекс базилики святого Андрея сильно пострадал во время осады Верчелли испанскими войсками. В первой половине 19 века были организованы основательные реставрационные работы, продолжившиеся в 20 столетии и вернувшие аббатству первоначальный облик.
Главный фасад базилики представляет собой строгую и утончённую трёхчастную композицию, увенчанную треугольным фронтоном и фланкированную двумя симметричными башнями. Гармония сооружения подчёркивается тонкой цветовой гаммой фасада: стены облицованы зелёным и розоватым мрамором и белым известняком, в ордерной отделке башен сочетается светлая штукатурка и красный кирпич, что перекликается с декорацией интерьера базилики. В верхней части фасада проходит двухъярусный арочный фриз на тонких мраморных колонках.
В нижней части расположены три арочных перспективных портала, фланкированных колонками. В люнетах над порталами помещены скульптурные мраморные рельефы в романском стиле, с вкраплением готической экспрессии в трактовке фигур и драпировок. В центральном люнете помещена сцена Мученичество святого Андрея, который был распят на кресте. На архивольте арки над фигурой святого среди цветочного орнамента представлен ангел, несущий его душу в рай. В северном люнете, претерпевшем серьёзные изменения во время реставрации 19 века, представлен заказчик базилики кардинал Гуала Биккьери, предстоящий вместе с макетом своего храма святому Андрею на троне. В люнете правого портала располагается резная орнаментальная композиция. Над главным порталом в центре фасада помещено большое окно-роза.
В плане церковь святого Андрея имеет форму латинского креста, это трёхнефная базилика. Над средокрестием возвышается восьмигранная башня, завершающаяся пирамидальным шпилем. Все стрельчатые арки, колонки, линии сводов и нервюры в готическом интерьере базилики акцентированы красно-коричневой кирпичной кладкой или облицовками из зелёного мрамора. Такое колористическое решение, наряду с розовато-серым тоном стен, превращает интерьер церкви в насыщенный яркими акцентами декоративный ансамбль, придаёт ему динамичность и ритмическую цельность.
В боковых нефах базилики располагаются дополнительные капеллы. Например, в последней капелле справа сохранился надгробный памятник середины 14 века, посвящённый аббату Томмазо Галло, который основал в Верчелли теологическую школу. На фронтальной стене саркофага сохранилась рельефная композиция с изображением Мадонны с Младенцем, справа изображён апостол Андрей и коленопреклонённый аббат, слева Екатерина Александрийская, покровительница философских школ, и Псевдо-Дионисий Ареопагит, мистическому учению которого аббат посвятил свои исследования.
В капелле левого рукава трансепта располагается большое деревянное Распятие, расписанное в конце 15 века. Особый интерес представляют деревянные кресла хора, исполненные кремонскими мастерами в начале 16 века. Кресла созданы из красного дерева, украшены инкрустациями со сценами жития и мученичества святого Андрея, орнаментальными композициями и натюрмортами.
Комментарии и оценки