«Не следуй уже проложенным путем. Напротив, иди там, где нет пути, и проложи новый»

-- Ральф Уолдо Эмерсон

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Базилика святого Петра в Золотом небе

Читать
Базилика святого Петра в Золотом небе (Basilica di San Pietro in Ciel d'Oro)
Предложить свои фото

Базилика святого Петра в Золотом небе (Basilica di San Pietro in Ciel d'Oro)

Базилика святого Петра в Золотом небе находится на одноимённой площади приблизительно в 750 м к северу от Соборной площади.

Базилика святого Петра в Золотом небе находится на одноимённой площади приблизительно в 750 м к северу от Соборной площади.

Название в Золотом небе базилика получила благодаря росписи сводов. Своды церкви были покрыты синей краской и украшены звёздами из золотой фольги. По другой версии, в старинной лангобардской церкви перекрытия были выполнены в виде ферм из позолоченного дерева.

Церковь святого Петра в Золотом небе восходит ещё к лангобардскому периоду (8 век). В легендах даже сохранилось имя основателя лангобардский король Лиутпранд (690 - 744). Он повелел построить храм, чтобы поместить в нём выкупленные у сарацин мощи святого Августина. По другим преданиям, церковь была возведена значительно раньше на месте, где в 524 году был замучен и казнён по повелению короля Теодориха философ Северин Боэций (480 - 524). Рядом с церковью был мужской бенедиктинский монастырь, при котором Карл Великий основал высшую школу (744). Затем, в перипетиях эпохи городских коммун (10 - 11 века), монахи оставили обитель. Впоследствии комплекс перешёл к монахам августинского ордена. Позднее рядом с церковью было даже два монастыря: с южной стороны к церкви примыкала обитель августинцев, а с северной латеранских каноников. В 12 веке здание было перестроено в романском стиле. Нынешний облик был приобретён, в основном, благодаря этой реконструкции. Работы велись и в последующие века. Например, в 1487 году был переделан свод главного нефа.

В 1796 году в Павию вошли наполеоновские войска. Здание храма использовалось как конюшня и склад, монахи были изгнаны из монастырей, монастырские помещения были приспособлены для военных нужд, а колокольня была снесена. В 19 веке был разрушен правый неф базилики. Сильно пострадали фресковые росписи. В 1884 году базилика и августинский монастырь были выкуплены обществом, созданным горожанами для того, чтобы сохранить памятники религии и искусства. Реставрационные работы завершились в 1901 году. Базилика была вновь освящена. Сейчас церковь вновь находится в руках августинцев, возвратившихся в старинную обитель.

Базилика построена из кирпича. Фасад прост по форме. Форму карниза двускатной крыши повторяет орнаментальная аркатура и аркада из ложных арок. Контрфорсы делят фасад на три части в соответствии с внутренними нефами базилики. Правый контрфорс чуть больше по размерам. Внутри правого контрфорса расположена лестница, ведущая на крышу. Портал, окна (бифоры, монофоры, круглые окошки) отделаны песчаником. Когда-то, судя по следам на фасаде, у базилики был нартекс (притвор) или, возможно, квадрипортик.

Внутреннее пространство базилики разделено на три нефа с трансептом и апсидами. Внизу расположена крипта. Над первым пролётом поднимается бочкообразный свод, над следующими тремя пролётами крестообразные своды. За триумфальной аркой начинается трансепт. Алтарная часть и рукава трансепта завершаются апсидами. Под алтарной частью и хорами находится крипта. 24 колонны поддерживают крестообразный свод крипты. Крипта и правый неф восстановлены в ходе реставрационных работ в конце 19 века.

В алтарной части стоит резная мраморная рака с мощами святого Августина. Она выполнена в готическом стиле ломбардскими мастерами в 14 веке. В нижней части раки хранится урна с мощами святого. Во втором открытом ярусе помещена статуя уснувшего святого Августина. Третий ярус увенчан треугольными зубцами. Раку украшают более 150 фигур и рельефов, представляющих ангелов, святых, епископов и сцены из жития святого.

В крипте церкви можно видеть мраморный саркофаг с останками философа Северина Боэция (480 - 524), а у основания последнего пилястра правого нефа надгробие короля Лиутпранда (690 - 744). В глубине правого нефа, на полу, можно видеть фрагменты мозаичного покрытия (12 век). В первом пролёте левого нефа сохранились фрески, написанные ломбардскими мастерами в 15 веке.


Комментарии и оценки