«Никогда не экономьте на том, что вы не сможете повторить»

-- Тони Уиллер

Стать путешественником

Воронцовский дворец

Читать
Воронцовский дворец
Предложить свои фото

Воронцовский дворец

История - это то, что следует знать и помнить. Ну, а если эта историческая эпоха сопряжена еще и с архитектурными достопримечательностями, то это следует ценить и сохранять, как культурное достояние. Именно так можно сказать о Воронцовском дворце, выполненном в англо-восточной стилизации. Несмотря на все трудности разных исторических эпох, всеобщими усилиями получилось сохранить это исторически значимое место, чтобы каждый гость Крымского полуострова восхищался этими экспозициями вновь и вновь.

GPS координаты: 44.419881537413,34.054696490557

Крым богат не только природными красотами, но и архитектурными достопримечательностями, среди которых довольно значимый и выстроенный по английскому проекту - Воронцовский дворец.


Общие представления


Воронцовский дворец - это уникальное архитектурное строение, которое располагается на территории Большой Ялты в окраинах Алупки. Именно этот дворец и есть главным свидетелем того, что несмотря на то, что богатейшие русские дворяни хоть и были крепостными, но оставили своим потомкам величайшие шедевры архитектуры, которыми уже на протяжении многих лет восхищаются все, кому это удалось увидеть.
Найти Воронцовский дворец в Крыму не составит труда - это территория Большой Ялты, а если быть точнее, то колоритные красоты лучезарной Алупки. Именно его расположение иногда влияет на название дворца - некоторые приезжие именуют его Алупкинским.
Расположение дворца в южных широтах крымского побережья делает его еще более изысканным и волшебным.


История архитектурного замка


История этого необычного места связана не только с Крымской землей, но и уходит своими корнями в Английские истоки.
Род Воронцовых - это зажиточная династия, известная во всей российской истории. Представители этого рода всегда числились на высокопоставленных государственных постах, а их семействло носило звание одного из богатейших на территории Российской империи. Именно по этой причине для этих людей была подвластна реализация любых желаний и фантазий, которые окутывали их.
М.С. Воронцов - один из значимых представителей их рода, который во время войны в 1812 году служил офицером, а также являлся родным племянником всем известной Екатерины Воронцовой-Дашковой. Этот факт указывал на его безупречное воспитание и образование. Именно граф М.С. Воронцов отдавал предпочтения английским традициям более, чем остальным. В те времена таких предпочтителей прозвали англоманами.
Первая половина 19 века для графа стала знаковой - он был назначен на службу в Крым в должности губернатора Новороссии и Бессарабии. После своего усовершенствования в этой должности, Воронцов, ознакомившись с красивой местностью, присмотрел для себя славное имение, расположенное недалеко от курортной Ялты, возле, на тот момент, скромной татарской деревушки - Алупки. Строительство резиденции в этих местах началось в 1828 году по приказу графа, где размах и запросы были настолько велики, что все участвующие в строительстве, архитекторы, очень удивлялись.
Проявления «англомании» отражалось в желаниях и предпочтениях Михаила Воронцова в процессе строительства замка. Граф желал видеть в строящейся резиденции очертания английской стилистики в архитектуре. Именно поэтому самый первый проект, предложенный такими архитекторами, как Т. Харрисон и Э. Боффо, был отвержен Воронцовым. Их предложения с воспроизведением классического стиля не совпали с желанием англомана.
За реализацией своей мечты Воронцов обратился к известному архитектору Э. Блору, который проектировал имение британской королевской династии Вальтера Скотта. Именно Э. Блор был мастером, который участвовал в возведении Букингемского дворца. И он подошел Воронцову, как человек, для реализации этого тонкого искусства.
При проектировании этого здания Блор не приезжал в Крым, он по почте получил всю необходимую информацию от своего заказчика, с учетом особенности местности, пожеланий, предпочтений, а также план и материалы, которые ранее проектировали его коллеги. Это позволило архитектору максимально досконально вникнуть во все особенности и пожелания заказчика, а в результате спроектировать шедевральный план-проект для грандиозного здания. В этом здании - дворце было замечательно все - здесь одновременно соединилось несколько английских эпох и приятно переплелись с восточным колоритом.


Грандиозное строительство


Все самое прекрасное было впереди. Главным строительным материалом для воплощения идеи великого англомана явился крымский диабаз - порода слишком прочная. С ней очень трудно справиться в процессе обработки. В условиях Российской империи 30-х годов 19 века (в то время начались строительные работы) механизация рабочих процессов не предусматривалась.
Основными рабочими на строительстве были крестьяне из многочисленных поместий владельца (в основном из окрестностей Москвы и Владимира). Воронцовы старались отобрать для работы максимальное количество людей со специальностями - каменщиков и плотников, а также отделочников. Они руководствовались отбором среди участников в строительстве и достройке богатых каменных церквей. Эти крымские мастера работали с очень твердым материалом практически голыми руками: они обрабатывали камень топорами и зубилом! Неудивительно, что на создание дворца ушло много времени.
Однако у проекта Блора было одно преимущество: дворец напоминал комплекс зданий различных стилей. Поэтому они, как бы, разобрали его на части в процессе возведения, но не все сразу. В 1830-1831 годах была построена столовая. В 1831-1837 годах было пристроено центральное здание. В 1838-1844 годах были построены все башни, восточные крылья, гостевая пристройка, украшенный палисадник и гостевой двор. Тогда же, в 1841-1842 годах, рядом со столовой был построен бильярдный зал. Библиотека была достроена позже всех остальных конструкций, в 1846 году.
В данном случае индивидуальные особенности здания отражают несколько этапов развития английской архитектуры, именно это и хотел воплотить в реальность Воронцов. "Временная шкала" перемещалась с запада на восток: чем дальше к западу находился элемент, тем древнее был изображённый стиль.
Затем губернатор приступил к обустройству парка возле замка, заявив об участии солдат в земляных работах. В 1848 г. дворцовый комплекс дополнен террасой и лестницей, украшенными статуями львов. Однако, этого грандиозного результата Михаил Воронцов уже не увидел, так как судьба распорядилась иначе и в 1844 году он был вызван на службу на Кавказ.


Родовое гнездо


Далее поместье было на волоске от краха. А все потому, что старший сын графа не удосужился подарить М.С. Воронцову внуков. С.М. Воронцов, сын губернатора, жил во дворце со своей женой и постепенно занимался завершением строительства и достройкой своего поместья. Он неожиданно умер, не оставив наследника. А его вдова не захотела жить в Крыму и уехала за границу, а вместе с собой взяла много художественных ценностей из крымского поместья.

Из-за этого дворец чуть не разрушился, потому что долгое время он пустовал и в нем много времени никто не жил. Но затем имущество, вместе с этим английским замком, перешло через Воронцовых - Дашковских и Шуваловых - к родственникам губернатора. Эти дворяне были предприимчивыми людьми - они возводили на этой же загородной территории особняки, для дальнейшей сдачи в аренду. Это произошло в 1904 году, а в 1917 г.грянула революция и разрушила стародавние дворянские гнезда.
После прихода советской власти в Крым, усадьба была национализирована. И 22 февраля 1921 года по телеграфу был оглашён основной указ Ленина: принять все возможные меры для сохранения ценностей дворца крымской знатной династии. И приказ был выполнен. В середине того же 1921 года дворец был открыт для посещения людей, как музей.


Спасенная историческая ценность


Интересно то, что Воронцовский дворец в Крыму прекрасно сохранился и сегодня, а выглядит почти так же, как во времена графского владения, однако, это было непросто....
После вторжения в Крым в 1941г.немцы свободно и без всяких сомнений разграбляют местные достопримечательности. Они привезли в Германию все, что не было прибито гвоздями, а также то, что было прибито, сломали и также вывезли. Советское командование не успело, а может не смогло, эвакуировать большинство крымских музеев, и Воронцовский дворец был одним из них. Гитлеровцы забрали с собой много ценных вещей и пригрозили снести здание.
Однако, дворец сохранился, вместе со значительной частью его коллекций. Это стало возможным благодаря инициативе ученого С. Щеколдина. Фашисты назначили его директором музея, а это означало, что он должен был предоставлять им самые ценные экспонаты. Однако, Щеколдин спрятал некоторые коллекции, предоставил ложную информацию грабителям и предотвратил взрыв здания во время отступления фашистов.
Именно Степан Григорьевич в то время зафиксировал весь объем потерь музейных экспонатов и он составил огромную сумму - 5 миллионов рублей. Эта опись помогла в дальнейшем найти и возвратить некоторые экземпляры.
Худшая деталь всей истории заключается в том, что защитник ценных музейных экспонатов еще несколько лет после этого провел « в неволи» и был осужден за коллаборантство. Однако, Щеколдин все равно был счастлив: он относительно быстро вышел из тюрьмы, при хорошем здоровье, а затем долгое время занимался любимым делом - искал ценности, которые были украдены и вывезены из музейных стен. Прожил он до 98 лет и умер в 2002 году, а до этого служил и отдавал свои силы дворцу.
В 1945 году.Воронцовский дворец был в таком хорошем состоянии, что принимал участников Ялтинской конференции и самого важного гостя, который был выбранпостояльцем для исторического имения - премьер-министр Великобритании сэр Черчилль.
Здесь в рамках конференции состоялась первая встреча ведущих лидеров антигитлеровской коалиции (затем, для удобства, все мероприятия были перенесены в Ливадийский дворец). Позже замок в течение нескольких лет использовался в качестве ведомственной летней резиденции для сотрудников НКВД, а в 1955 году он снова стал великолепным музеем, который существует до сих пор.


Архитектурное убранство Воронцовского дворца


Как уже упоминалось, архитектура Воронцовского дворца отражает преимущественно английский стиль. И это в деталях напоминает историю туманного Альбиона, ведь сооружение сочетает в себе черты нескольких разнящихся между собой исторических эпох - от Вильгельма Завоевателя до рода Тюдорова.
Но в определенном столетии мода появилась в Англии (как и в других европейских странах) из-за расширения колониальной экспансии на Востоке. Псевдоиндийские элементы и псевдоегипетские детали появляются в литературе, одежде, дизайне, оформлении, интерьерах; архитектура также не была их лишина. Талантливый Блор смог построить дворец, удивительным образом гармонично соеденив в себе современные идеи модерна с идеями средневековой Англии.
Фасад здания дворца с западной стороны представляет собой настоящий замок средневекового рыцаря-разбойника (очевидно, под влиянием работ У. Скотта - королевского архитектора! ). Удачно вписанный неоготический стиль здесь на лицо. Почти эти идеи представляет собой, так называемый шуваловский перевал, подъездная аллея в галерейном обрамлении. Во внутреннем дворе обращала на себя внимание необычная отделка - "рваный" камень, который также олицетворял средневековье.
Северный фасад здания демонстрирует совершенно другой стиль и эпоху. Это начало новой эпохи, эпохи Тюдоровского - 16 век - прямые линии, четкость в обрамлении, большие окна и высокие трубы камина.
Южному фасаду удается составить гармоничное единство с другими частями дворца и в то же время воплотить мавританский стиль – с великолепием, достойным востока. Очень интересна арка, в которой архитектору удалось каким-то образом совместить идеи розы Тюдоров с восточным лотосом, добавив пословицы из Корана, не боясь испортить эту английскую идею всего здания. Блору удалось добавить мавританских тонов и Старой Англии - например, истинно английский вид северного фасада украшен элементами шатрообразной крыши, а длинные трубы напоминают восточные минареты.
Хотя на самом деле дворец состоит из 5 зданий, все они удачно объединены в единое целое и считаются единым дворцовым ансамблем. Кроме того, архитектор, который никогда не видел Крым, смог вписать свое творение в ландшафт. Он учел не только важные технические характеристики местности, но и ее эстетику (согласно предоставленным им эскизам). В результате силуэт дворца повторяет искусно контуры горного плато Ай-Петри, а ведь именно на этом фоне он и возводился.


Комфортабельная дача


Замок Воронцова и его наследников в Крыму был не официальной резиденцией, где должно было демонстрироваться как праздничное светское гостеприимство, так и уют и домашний комфорт загородного дома - дачи. Семья проводила здесь лето, а также их родственники и близкие друзья, которые навещали хозяев. Однако граф вложил в строительство 9 миллионов рублей (бешеные деньги по тем меркам), а его наследники вложили больше средств во внутреннюю отделку.
Интерьер дворца сохранился очень хорошо, это позволяет сделать вывод, что даже в загородном домике представители семьи Воронцовых предпочитали жить красиво, уютно, комфортно. Всего в этом коттедже 150 комнат, которые располагаются по английскому обычаю от двери до двери. Еще одной английской деталью является то, что в каждой комнате есть камин (хотя в Крыму это не необходимость, в сравнении с Англией).
Каждая комната во дворце оформлена в своем собственном стиле и имеет свое название. Здесь можно посетить Голубую гостиную, побывать в Ситцевой комнате, Китайской студии и аналогичным тематическим комнатам. Большой зал дворца похож на главный зал феодального замка: преобладают темные цвета, массивный дуб и фамильная роспись.
В Голубой гостиной преобладает не только этот цвет, но стены ее украшены необычной лепниной, с изображением многочисленных рельефных цветов, где каждый не похож один на другого. Ситец в те годы считался современным, довольно дорогим материалом, хотя и очень модным, их с успехом используют в интерьере в настоящее время. Стены Китайской студии украшены вставками из рисовой соломки (и эти элементы благолепия хорошо сохранились).
Во дворце есть оранжерея, которая по традиции той эпохи называлась зимним садом. Аналогично летнему Питерскому саду, здесь используются для украшения прекрасные скульптуры.
Владельцы дворца позаботились не только о красоте, но и обдумали практичную часть своего дома. Один из первых внутренних водопроводов на полуострове Крым был проложен в Воронцовском дворце (с бесперебойным горячим водоснабжением! ). В 1914 году дворец перешел на электроосвещение.

Все работы были выполнены с высоким качеством, и это не последняя причина отличной сохранности интерьера. Паркет и художественные настенные панели остались такими же, как и во времена губернатора Новороссии. Сохранилось много старинных предметов мебели, посуды, различных мелочей, безделушек. Больше всего была повреждена коллекция произведений искусства, потому что фашисты привезли из Алупки в Германию более 500 картин. И только небольшая часть со временем похищенного была найдена и возвращена.

Популярная экскурсия и захватывающий туристический маршрут


За счет своей изумительной сохранности и эффектному "внешнему виду" Воронцовский дворец в Алупке пользуется большой популярностью у фотолюбителей. Фотографии дворца уже много лет украшают всевозможные магниты, календари и рекламные постеры, а интерьер и прилегающий парк стали местами, где снимаются любимые фильмы многих зрителей.
Самым известным из фильмов, которые снимались в этом месте, был "Алые паруса" в 1961 году. В этом популярном фильме "Воронцовский дворец" - считался богатым особняком семьи Граевых. 30 лет спустя, во время съемок фильма "Сердца трех", он был перевоплощен в особняк американского богача.
Этот исторический дворцовый комплекс также появляется в "Небесных ласточках", "Гамлете", "Обыкновенном чуде", а также из новинок - это "Ассы" и "Сафо".
Рассказать о всей фильмографии Воронцовского дворца довольно непросто - режиссеры часто им пользовались. Помимо прочего, причина кроется в его архитектурном разнообразии и загадочности: при выборе правильного ракурса можно было сфотографировать буквально все.
Воронцовский дворец открыт почти круглый год для осмотра гостям, прогуляться в парке и посмотреть все архитектурные достопримечательности может каждый желающий абсолютно бесплатно, а вот чтобы попасть в каждый зал этого исторического замка - придется заплатить за вход. Однако, эти впечатления того стоят! Экскурсия по дворцу проходит в сопровождении экскурсовода, который поведает об этом необычном месте множество интересныъх историй!
Каждая экспозиция по своему необычная, незаурядная, рассказывающая что-то новое и впечатляющее.
Экскурсия по Воронцовскому дворцу включает в себя несколько главных залов замка, где можно познакомиться с историей русского дворянства и, в частности, семьи Воронцовых и их важных представителей. Здесь также выставлено множество оригинальных предметов, принадлежащих владельцам недвижимости, их родственникам, друзьям.
Отдельная экспозционный зал в одном из зданий рассказывает о родственниках Воронцова - семье графов Шуваловых. В музее можно найти информацию о людях, которые были даже не столь влиятельны, как граф и его приближенные. В частности, очень оригинально украшена дворцовая кухня (с необычным фарфором и всей кухонной утварью) и апартаменты графского дворецкого.
Постоянные экспозиции включают коллекцию авангардной живописи, коллекцию художественного фарфора и фаянсовых красот (российского и заграничного производства), карты Крымского полуострова и произведения искусства с цветами. Временные выставки следуют одна за другой, что приводит к появлению во дворце неожиданных вещей, а это еще более заинтересовывает гостей во время экскурсии и даже заинтриговывает.

Комментарии и оценки