Сокафедральный собор Мериды (Concatedral de Mérida)

Сокафедральный архиепископский собор находится в самом сердце исторического центра Мериды, в 100 метрах от римского форума в 200 метрах восточнее римского моста. Собор имеет единого с Бадахосом архиепископа, поэтому носит название сокафедрального.

Нынешний собор, согласно исследованиям археологов и историков, был построен на основе кафедрального собора святой земли Иерусалима, где находилась резиденция вестготского архиепископства Эмериты Аугусты. После завоевания города арабами христианская община Эмериты Аугусты вынуждена была покинуть город вместе с христианскими святынями и мощами святых, в том числе святой мученицы Евлалии, а собор утратил свой статус архиепископской резиденции. Позднее, при папе Каликсте II, резиденция архиепископства была перенесена в Сантьяго-де-Компостела. В марте 1230 года Альфонсо IX отвоевал город у арабов, а архиепископская резиденция окончательно закрепилась за собором Сантьяго-де-Компостела.

После отвоевания города начал складываться нынешний облик собора (его самые старинные части датируются 13 веком). В 1230 году на руинах вестготского кафедрального собора началось строительство часовни святой Марии. В 1479 году Дон Алонсо Карденас, глава Ордена Сантьяго (святого Иакова), приказал расширить церковь, таким образом, придав ей форму нынешнего собора. Его целью было превратить церковь Марии в главный городской храм. Для этого он также упразднил церкви святого Иакова и святого Андрея и объединил их с церковью святой Марии. Нынешняя ризница собора была построена в 1766 году на месте ризницы 16 века, созданной по приказу Франсиско Морено Альмареса. В 1994 году булла папы Иоанна Павла II возвратила собору ранг архиепископской резиденции. После этого события в 2006 году второй архиепископ Мериды-Бадахоса, его преосвященство Иаков Гарсия Арасиль, освятил митрополитский собор святой Марии.

Парадный вход собора святой Марии, который выходит на площадь Испании, представляет собой вход в форме прямоугольной арки, над которым располагается ниша-капелла со скульптурой святой Девы де ла Гиа (Nuestra Seora de la Gua), обрамленная двумя колоннами с коринфскими капителями. На восточном фасаде собора находится Портал прощения (Puerta del Perdon), выходящий на площадь святой Марии. Речь идет о парадном входе 17 века в неоклассическом стиле работы Матео Санчеса де Вильясиоса. Вход состоит из двух уровней: нижний, с двойными пилястрами ионического ордера; и верхний, с пилястрами коринфского ордера, которые обрамляют гербы Мериды и Ордена святого Иакова. Над входом возвышается квадратная башня-колокольня, где находятся десять колоколов и часы, имеющие высокую историческую и культурную ценность, сравнимую в Испании лишь с часами кафедрального собора Санто-Доминго-де-ла-Кальсада (город в провинции Риоха).

Кафедральный собор имеет в плане прямоугольную форму и состоит из трех нефов (центральный в два раза шире, чем боковые), разделенных на квадратные секции. В передней части каждого нефа находится колонна, на которую опирается стрельчатая арка. Потолок нефов, первоначально построенный в стиле мудехар, украшен нервюрными сводами.

По обе стороны от пресвитерия находятся алебастровые гробницы Дона Диего де Вера и Мендоса, члена Ордена святого Иакова, и его жены, Доньи Марины Гомес де Фигуэроа. Центральная апсида украшена ретабло 1762 года, за которым находится окно 13 века. На верхнем уровне ретабло находится скульптура святой покровительницы кафедрального собора, Девы Марии, а также фигуры апостолов Петра и Павла и святых эмеритинцев Евлалии и Юлии.

Среди соборных капелл выделяется капелла Графов Рока (Condes de la Roca), которая разделена на две части, обе из которых покрыты крестовыми сводами. На замковом камне одного из них виднеется щит покровителей этой капеллы. Кроме того, в одной из соборных капелл находится скульптура Христа 16 века. Среди погребальных капелл стоит отметить капеллу доньи Сесилии де Мендоса первой половины 16 века, а также капеллу, построенную по приказу перуанского завоевателя из Эмериты Морено де Альмарасом.


Комментарии